Дорогие свободы

Липень 2, 2010 – 7:46 am

Одной из сильнейших картин большого конкурса в Москве была шведская “Дорогая Элис / For Karleken” Отмана Карима. Пять историй изобретательно соединены в одну, пятеро персонажей идут дорогой ленты, чтобы столкнуться в финале. И высечь мятежную искру, чувство острого неудовлетворения обществом, которое еще до недавнего времени казалось чуть ли не оазисом социалистической справедливости.

Ну действительно, Швеция – здесь все правильно, здесь права и свободы гражданина являются защищенными. Но выясняется, что когда у тебя черный цвет кожи, то это уже причина, через которую твои права могут быть ограничены. К примеру, тебе надо перевести деньги в Уганду отцу на срочное лечение. Деньги у тебя возьмут, однако пустят их через какую-то точку в Нью-Йорке, где три недели будут проверять: кто это там затаился под фамилией Саид? Или – даже вызывая полицию – ты должен назвать номер своего страховочного удостоверения : иначе могут и не приехать.. И так далее. Фильм безжалостен в своей констатации: вроде бы свободное общество опутано десятками условностей и правил, бессмысленных и безмозглых, таких, которые превращают человека в раба системы. Так жить дальше нельзя, только же как все это изменить?

Сербский режиссер Желимир Жилник обычно настроен революционно. Его новая лента “Старая школа капитализма”, показанная в ретроспективе “Русский след”, пересказывает такую знакомую нам историю о том, как в один прекрасный день рабочие начинают бунтовать. А как иначе – новый хозяин завода много месяцев не платит заработной платы. Достаточно быстро рабочие убеждаются: завод в руках бездарного бандита, который не способен вести хозяйство. “Добра не жди, не жди ожидаемой воли.”. В дело вмешиваются молодые анархисты из Белграда, и хитрый хозяин, вместе с такими же бандюками, использует это ради собственного блага: пролетарии гонят анархистов и соглашаются с тем, что надо дать хозяину шанс исправить положение. После чего их батрацкое состояние только усиливается, потому что им надлежит отработать нанесенный ущерб..

За три месяца – новый бунт. Теперь рабочие уже сами призывают к себе столичных анархистов. Но не тут-то было, капитализм имеет свою школу и свои приемы гашения мятежных энергий. Стоило одного из анархистов припахать на грани трактором – и мигом протесты угасли. Из других буржуинских приемов, так же хорошо известных украинцам, ссылка на “добрую волю” и помощь, что вот-вот поступит извне. Один из скоробагатькив все рассказывает о том, какую серьезную помощь сербам окажут русские олигархи. Они так любят сербов, что и в снах не оставляют выстраивать планы той помощи. Другая мозолящая, что дебатируется и простыми сербами: американский капитал, что так же вот-вот поможет. И под занавес появляется вице-президент США Джо Байден.. Телевизионная картинка идет под “промивочний” комментарий о том, что теперь вот наступят лучшие времена : “Запад нас спасет”.

Ага, счас, только наденет ботинки. Хоть Запад, хоть Восток с лицами русских олигархов. Недоверчивый и иронийний Желник завершает двухчасовую ленту тем, чем и почав : манифестациями на улицах Белграда. И пением революционного марша. Вот только после такого фильма уже никак не хочется верить в слова и заглядывать в притворные глаза богатеев и богачек. Они нас посадили за парты в той же “школе капитализма” и старательно “воспитывают”, в том числе и средствами кино- и телепропаганды. Встаем! Парты – на дрова. Есть кино и кинематографисты в современном мире, которые не хотят мириться дальше с притворством, лукавством и ужасной несправедливостью. Московский фестиваль открыл такое кино, за что ему отдельное спасибо.

Ви повинні увійти щоб залишити коментар.