Аплодисменты для невзрачных бабочек

Січень 16, 2011 – 9:57 am

Специалист по моли Злата Гершензон помогала избавиться от надоедливых насекомых правительственным учреждениям и даже Конституционному Суду.

Мир чешуекрылых доктор биологических наук Злата Гершензон изучала в экспедициях на территории бывшего Советского Союза, в Западной Европе, на Ближнем Востоке. Почти полвека она работает в отделе общей и прикладной энтомологии Института зоологии им. Шмальгаузена. Хорошо знает мир красавцев-бабочек. «Но, мне кажется, наиболее интересные – мелкие чешуекрылые, т.е. моль, – говорит специалист. – Сейчас мои мысли заняты дубовой и капустной молью. Первая – уничтожает могучие дубы, вторая – вредитель капусты и редьки».

Охота на Адмирала

«Фактически я выросла в Институте зоологии, где работал мой папа Сергей Михайлович Гершензон, ученый-генетик. Он меня и приобщил к царству бабочек, – вспоминает энтомолог – конце 40-х годов из нитей коконов дубового шелкопряда, которые не боятся влаги и солнечных лучей, изготавливали шелк для парашютов. Отец этих шелкопрядов собирал на территории нынешних Теремков, а меня принимал как помощницу. Папа имел высокий рост, поэтому с нижних ветвей деревьев гусеница снимала я.

Мне было шесть лет, когда я поймала первого в своей жизни мотылька, которого называют Адмирал. Я накрыла его сачком, увидела, как это хрупкое существо бьется крылышками, и тогда дала себе клятву, что никогда не буду коллекционировать бабочек, а ловить только тех, которые пригодятся науке. Вот такие глупые мысли зарождались в моей голове. Но не зря говорят, что мысли материализуются».

На биологический факультет Киевского государственного университета Злату с первой попытки не приняли, хотя она набрала необходимое количество баллов. На это была политическая причина. Тогда генетиков преследовали, и отца как предателя Родины занесли в список, который попал аж на стол Сталину. «Как потом нам стало известно, Сталин написал на этой бумаге одно слово: подождать. Именно оно спасло жизнь отцу и его единомышленникам. Меня же в следующем году зачислен в университет», – вспоминает Злата Сергеевна.

Кто есть кто в коллекции Романовых

Училась Злата успешно. Поэтому после окончания вуза ее пригласили продолжить обучение в аспирантуре Ленинградского института зоологии, где доверили коллекцию бабочек известного князя Николая Романова. На четырех сотнях этикеток, прикрепленных к насекомым, значилось лишь место их отлова, но названия самого чешуекрылых не было. Поэтому молодой специалист должна была выяснить, как говорится, кто есть кто. География вылова охватывала все континенты, кроме Америки и тропиков. С задачей Злата Сергеевна справилась «на отлично». Все объекты были опознаны. Как это удалось? Ведь тогда даже слово «компьютер» знали единицы. «Уже имела опыт в экспедициях. А еще изучала специальную литературу, – говорит она. – Скажем, очень важно знать рисунок переднего крыла, а еще имеет значение количество точек на крылышках».

Как обманули лицемера

В экспедициях Злата Сергеевна провела, пожалуй, треть своей жизни. «В ловца должна быть добрая физическая подготовка, потому что много редких бабочек обитают в горах, причем они летают там в определенное время суток и садятся только на конкретные растения, – рассказывает энтомолог. – С собой, как правило, носишь морилку, заправленную эфиром. Ночных бабочек притягивает светло-кварцевая лампа и керосино-фимиама фонарь.

Дневные бабочки – большие лицемеры. В виде листочка, подобрав лапки и составив крылышки, маскируется дуболистий коконопряд. Если ударить по стволу пожелтели березы, где любит отдыхать серпокрилка, вместе с письмом упадет и эта бабочка. Он никогда не станет взлетать!

Выслеживания насекомых – дело опасное. В тайге, например, где много клещей, всем делали прививки от энцефалита. В Средней Азии ловцы носили ампулы от укусов змей. В Сибири – покрывали лицо особой сеткой, защищаясь от гнуса. «В Приазовье я так гналась за бабочкой наткнулась на логово волка, – вспоминает Злата Сергеевна. – К счастью, хозяев дома не оказалось. А сколько было ожогов от палящего солнца! Впрочем крупнейшими моими врагами были комары, беспощадно кусались».

Несколько лет назад Злата Сергеевна ездила в экспедицию в Израиль. Коллеги, которые ее пригласили, предоставили машину с номерами ООН. Поэтому энтомологи имели доступ повсюду. Закончилась экспедиция достаточно плодотворно: в Израиле украинский специалист открыла три новых вида чешуекрылых.

Ви повинні увійти щоб залишити коментар.